На главную   Содержание   Следующая
 
Владимир Сандлер

Евреи и русский язык.
(пособие для антисемитов и евреев)
сокращенная интернет-версия

Часть 1
 
Данную работу в полном изложении можно прочитать здесь:

http://v-sandler.narod.ru/Iehudim.html

Миграционные еврейские потоки, подобно взрывной волне захлестнули нашу бренную землю в последнее десятилетие. Источник их теряется в глубине веков, когда евреи, подобно другим древним народам, были разгромлены и изгнаны из своей страны. Однако здесь аналогия с другими народами заканчивается. Ибо не существуют сегодня как народ ни древние египтяне, некогда создавшие воистину великую цивилизацию, ни финикийцы, ни ассирийцы, ни арамейцы...(перечень можно продолжать долго). И лишь евреи, несмотря на невероятные унижения, трудности жизни в рассеянии, в разных странах, внутри различных культур, языковых сред и т.д., а зачастую и целенаправленное истребление и погромы, совершенно непонятным образом в течение двух тысячелетий (!) сумели не только сохраниться как народ, но сохранить письменность и каким-то чудом возродить считавшийся уже мертвым древнейший устный язык , который стал официальным языком нового еврейского государства воссозданного на той самой Обетованной земле, некогда дарованной евреям самим Всевышним.
Сенсационные события конца ХХ века, вызванные распадом Советского Союза и крахом коммунистической доктрины, лавинообразно влекут за собой переосмысление многих историко-научных догм, казавшихся раньше абсолютными и незыбленными. Это требует нетрадиционного подхода и нового свободного взгляда на известные научные факты.

Странные аналогии.

Массовая иммиграция в Израиль евреев из восточной Европы, из стран так называемого "ближнего зарубежья", в огромном большинстве своем русскоязычных, сделало необходимым знакомство их с языком древних предков - ивритом. Знакомство это для многих из нас стало полным откровением и богатейшим материалом для переосмысления корней современной цивилизации и, несомненно, поводом для грядущих сенсационных научных открытий.
Само по себе прикосновение к ивриту- уникальнейшему языку, на котором написана одна из древнейших в человеческой истории книг - Тора (известная в России как "Пятикнижье Моисеево"), а также две другие составляющие Ветхого Завета христиан - Навиим (Пророки) и Ктувим (Писания), вызывает ни с чем не сравнимые эмоции, дрожь во всех органах, подобно видению некоего джина, вылетающего из древней амфоры.
Но стоп ! Только что мы произнесли это божественное слово - "тора" (в полном смысле божественное - ибо эта книга, а значит и само слово, подарены, как известно, людям самим Создателем). Не нужно быть большим провидцем, чтобы не услышать знакомое всем читателям (заметим, не только русскоязычным) другое слово - "теория". Действительно, суть этой книги - теория жизни человека - на основе известных, данных нам Б-гом, заповедей.
Тут автор обязан сказать, что он ни в коем случае не претендует на право быть первооткрывателем многих известных истин, фактов и аналогий. Так, в начальном ульпане по изучению иврита, учителя без тени сенсационности поясняют ивритское происхождение ряда слов, ставших за тысячелетия интернациональными терминами, таких как упомянутое уже "теория", школа (английское - "скул- school"), алфавит, сахар, софа и др. В русскоязычной прессе Израиля время от времени (скорее в качестве казусов - каламбуров) смакуются звуковые аналогии ивритских и русских слов. Иногда на похожесть звучания русских и ивритских слов "натыкаются" ведущие уроки или консультации по ивриту на радиостанции "РЭКА". Наконец, в 1995 году в Израиле издан словарь Шломо Громана под названием: "Слова ивритского происхождения в русском языке и как они помогают изучать иврит".
Хочу поделиться с читателями, что идея данной книги (первоначально думалось лишь о небольшой статье) возникла у меня еще на ранней стадии изучения иврита - в 1991 году, когда я столкнулся со "странными" совпадениями или похожестями в таких на первый взгляд разных и далеких друг от друга языках. Размышляя и анализируя ситуацию и исторические факты, я нашел, на мой взгляд, достаточно логичные объяснения.

Эклектизм русского языка очевиден.

Во-первых, давайте отметим, что русский язык - язык относительно молодой и интенсивно развивающийся. Помните, когда ученые нашли "Слово о полку Игореве", прочесть рукопись было под силу лишь специалистам-лингвистам. И даже перевод, выполненный группой литературоведов во главе с академиком Д.С. Лихачевым, имеет мало общего с современным литературным русским языком. Это значит, что за 700-800 лет русский язык изменился до неузнаваемости. Вспомним теперь, что 1000 лет назад на территорию нынешней России началось внедряться христианство и была основана Русская православная церковь, подчинявшаяся Константинопольскому патриарху. Служба тогда велась на греческом языке. Библия была написана частично на греческом языке и на латыне (новый завет) и частично - на иврите (ветхий завет). И только много веков спустя, после того как русская церковь получила статус автокефальной, служба стала вестись на русском языке, и тогда уже библия была переведена на русский язык. Вполне естественно, в процессе перевода отнюдь не все слова и термины находят своих аналогов в другом языке. Подобно тому, как современный русский активно впитывает терминологию из европейских языков (примеров можно приводить бесконечно много: электричество, революция, банк, лампа, программа, компромисс, аэроплан, интеграл, аспект, интернат, интерес, консенсус, секвестр, ассамблея, симпозиум, машина, механика, ресторан, кафе, сигарета... и т.д. и т.п...), так и тогда, можно не сомневаться, нарождающийся литературный русский язык впитал огромное количество новых для себя слов и корней, как греческих и латинских, так и ивритских. Причем зачастую слова переходили в русский язык из иврита через греческий или латынь.





Кирилл, Мефодий, иврит и кириллица.

Заметим, что называть язык Русской православной церкви русским языком можно с большой натяжкой, поскольку великие братья-монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую (а не русскую) азбуку. Будучи гражданами Византии, в 862 году они были приглашены князем Ростиславом в Великоморавскую державу (государство западных славян на территории современных Чехии, Словакии, Венгрии, Югославии, Сербии) . Там они, кроме прочего, в конце 9-го века создали независимую от германского епископата славянскую церковь и впервые перевели на славянский язык несколько богослужебных книг. Как известно, настоящее имя Кирилла до принятия им монашества в 869 году - Константин, что подтверждает его греческо-византийское происхождение.
Интересно отметить, что при изучении научных источников возникает ощущение некой тенденции сокрытия или умолчания еврейских корней в вопросах, связанных с явлениями европейской или мировой культуры. Это замечание тем более актуально для научных публикаций в России и бывшем Советском Союзе, что легко объяснимо государственной антисемитской направленностью политики и всеобъемлющей системой государственной цензуры. Поэтому, когда в энциклопедическом издании* мы читаем: "Кириллица создана на основе греческого уставного письма 9 в. с добавлением нескольких букв", нам абсолютно неясно, что это за несколько букв и откуда они добавлены? Давайте проанализируем этот момент. Одной из наиболее древних из известных науке письменностей является финикийская письменность (финикийское письмо), считающаяся предком арамейского, квадратного (еврейского) а также греческого письма. (Финикия - древняя страна на восточном побережье Средиземного моря. Это финикийские города-государства Библ, Тир, Сидон и др. вели активную торговлю, основали ряд колоний в средиземноморье, в том числе знаменитый Карфаген). Поэтому изначально греческое и еврейское письмо - родственны! Следовательно, нет ничего удивительного, что в значительном большинстве буквы ивритского и греческого алфавитов так схожи либо по написанию, либо по звучанию, а также по порядку расположения. Кроме того, как известно, буквы всех этих алфавитов, включая русский, употреблялись и для написания чисел. Ниже в таблице сопоставляются буквы кириллицы и современного русского языка с буквами греческого и ивритского алфавитов. При этом порядок расположения некоторых букв отличается от общепринятого. Буквы расположены в порядке возрастания их числовых значений.
 
  
 
 
  
 
 
  
 
 
  
 




Давайте навестим оставленных нами в Великоморавской державе святых братьев-монахов Кирилла и Мефодия. Не на прогулку и не для отдыха вызвал их из Константинополя честолюбивый князь Ростислав. Пред ними поставлена великая задача: сделать святое писание понятным для диких варваров - язычников - славян. Привести в лоно церкви миллионы братьев-прихожан. Но для чего они начинают свой труд с создания нового алфавита ? Разве не проще было им использовать родной греческий алфавит ? Возможно таковы были амбиции князя-заказчика, а может быть, и даже вероятнее всего, греческий алфавит был не способен адекватно передавать лексические и фонетические особенности славянского языка. Им явно недоставало шипящих согласных - таких как Ц, Ч, Ш, Щ. Где их взять? Ответ практически очевиден - из иврита! Ведь первоисточник христианского ветхого завета - ТАНАХ - всегда под руками, а там, в иврите, много похожих на славянские шипящих звуков. А то ведь что получилось в Византии: вместо Иерушалаим - Иерусалим, вместо "машиах" - "мессия" (а по гречески - "христос"), вместо Шаула - Саул, вместо Шломо - Соломон и т.д.
Вглядимся внимательно в таблицу. Первая буква и на иврите и в греческом и в кириллице имеют одинаковые числовые значения, произносятся практически идентично, названия букв очень схожи на иврите и греческом, а написания схожи на греческом и славянском (кириллица). Что касается названий многих славянских букв, очевидно, они связаны с определенными словами и понятиями из славянской лексики, введенными искусственно для удобства запоминания и обучения грамоте. Трудно с полной уверенностью утверждать, дали ли эти названия сами авторы кириллицы, либо это результат народного творчества, либо учителей-методистов. Но в любом случае, нет смысла искать в этом направлении каких либо языковых аналогий, памятуя о цели нашего исследования.
Но вернемся к таблице. Буква "Б" - числовые значения в трех алфавитах совпадают, написание кириллицы похоже на греческую "бету", но еще больше схожесть в написании между "бетой" и славянской "В", у которой почему-то отсутствует числовое значение. Ответ на загадку прост. В иврите звуки "б" и "в" передает одна и та же буква "бет". Звучание меняется в зависимости от ее местонахождения в слове. Авторы кириллицы тут скомбинировали, взяв за основу написания греческую версию, а смысловой принцип - из иврита.
Анализ букв "Г","Д","Е" и сравнение их с греческими и ивритскими аналогами не вызывает сложностей и вопросов: одинаковые числовые значения и схожесть звучания в трех версиях, схожесть написания греческого варианта и кириллицы.
Следующая буква по числовому значению (6) в ивритском алфавите - "вав". Буквы с таким же численным эквивалентом: кириллица - "зело" и ее древнегреческий аналог, исчезли из современных алфавитов.
Ивритская буква, несущая численное значение 7, - "зайн" передает тот же звук, что и соответствующие буквы в греческом и славянском алфавитах, при этом написание кириллицы значительно более схоже с ивритским аналогом, чем с греческим.
Следующие по числовым значениям буквы иврита: 8 - "хет", 9 - "тет", 10 - "йуд", 20 - "каф", 30 - "ламед", 40 - "мем", 50 - "нун", 60 - "самех", 70 - "айн", 80 - "пе" - весьма схожи с аналогами из греческого и кириллицы по звучанию. Отметим, что привычный нам с детства порядок букв (и звуков) русского алфавита: и, к, л, м, н - полностью совпадает с ивритской последовательностью на этом числовом отрезке.
Ивритская буква "цади" с числовым значением 90 исчезла из современного греческого алфавита, но перешла через кириллицу "червь" в русскую "ч", а также послужила прообразом для кириллицы "цы" и русского "ц".
Ивритская буква с числовым значением 100 - "куф" схожа по написанию с числовыми аналогами в греческом и кириллице, но имеет другое звучание.
Как было отмечено выше, написание русских букв "ш" и "щ", не имеющих аналогов в греческом алфавите, практически идентично написанию ивритской буквы "шин" с таким же звучанием.
Какой же вывод можно сделать из анализа алфавитов ? Он очевиден: в подавляющем большинстве буквы русского алфавита имеют родство с ивритскими. Это родство либо непосредственное, "прямое", либо опосредованное, "двоюродное".

Грамматические аналогии

В грамматическом строе языков при желании также можно найти определенные сходства. Значительная часть слов, определяющих предметы женского рода, оканчиваются гласным звуком "а"(в русском языке на письме это может выражаться буквами "а" или "я") . Примеры: (ханая - стоянка), (авка - пыльца), (агада - легенда) и т.д. Существительные женского рода другой группы оканчиваются звуком "т". Примеры: савланут - (терпеливость), (ватранут - уступчивость), (атикут - древность) и т.д. Как правило, существительные мужского рода в обоих языках оканчиваются на согласные звуки. Множественное число глаголов настоящего времени первого лица как в русском языке, так и в иврите образуется с помощью окончания "им": (медабрим - говорим), (роим - смотрим), (йошвим - сидим) и т.д.
Случайны ли эти совпадения? Оставим пока вопрос открытым... и обратимся к другим фактам.
До сих пор мы говорили о религиозно-книжных источниках проникновения иврита в русский язык - через библию, церковную литературу, молитвы и обряды. В качестве наиболее ярких примеров такого воздействия могут быть приведены такие чисто ивритские священно-ритуальные слова, сопровождающие православное (а также иудейское!) богослужение, как "аллилуйя" ; - (прославление) и "аминь" (верую, да будет так !).

В глубины истории

Но контакты русского языка и иврита начались задолго до возникновения славянской письменности и принятия христианства на Руси. Известно, что евреи жили на территории современной Грузии и Армении с 6-го века до н.э., по-видимому с тех же времен ведут свою историю кавказские горские евреи - таты, а в Крыму и в приазовье евреи обитали с 1-го века н.э. Между прочим, в Крыму обитали еще задолго до новой эры, т.е. до рождества христова, так называемые 'караимы'. Как известно, к этой группе относятся те, кто исповедует иудаизм лишь в пределах ТАНАХа (Ветхого завета христиан) и которых современный Израиль признает как евреев со всеми вытекающими отсюда правами, определяемые 'Законом о возвращении'. Они, не признавая устной торы (Мишны), записанной гораздо позднее в Талмуде, придерживались лишь заветов, записанных в Торе письменной. Собственно говоря, отсюда происходит и сам термин 'караим' - от ивритского 'кор"им' - (читающие). (А теперь сами подумайте, существует ли связь между этим термином и словом 'Крым'?). Таким образом, евреи издавна проживали в непосредственной близости от мест обитания восточных славян, которые лишь к 9 веку создали первое русское государство, называемое, между прочим, поначалу - каганат. Исторические источники подтверждают связи Киевской Руси с народами Кавказа, Крыма, Причерноморья, Византии, Средней Азии.
Вспомним также так называемое Великое переселение народов в 4-7 веках, вызванное, как считается, массовым передвижением на запад гуннов (кочевой народ, живший со 2-го века в Приуралье, сложившийся из тюркоязычных хунну, угров и сарматов).


Хазары, кто они?

После гуннского нашествия (4-й век) в Восточной Европе появился тюркоязычный народ, кочевавший в Западно-Прикаспийской степи - хазары. Согласно Советскому Энциклопедическому словарю, в середине 7-го века на территории северного Кавказа, Приазовья, большей части Крыма, степных и лесостепных территорий до Днепра возникло раннефеодальное государство - Хазарский каганат во главе с каганом. Каганат вел торговлю с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др. Религия: иудаизм, мусульманство, христианство. В 964-965 гг. каганат был разгромлен князем Святославом Игоревичем. В то же время, Аарон Оксман в своей книге "История евреев в Российской империи и Советском Союзе" ,ссылаясь на "Историю евреев" Г. Греца, называет хазаров язычниками, которые, будучи веротерпимыми, не препятствовали поселению евреев, бежавших в Крым и на Северный Кавказ из Византийской империи, где при императоре Льве-Исавре в 723 г. всем евреям предложили крещение по греческому обряду. А около 740 года, 3 года спустя после того, как хазары изгнали напавшую на каганат армию арабов, "каган Булан и его приближенные приняли иудаизм (по-видимому, от находившихся в Хазарии евреев)."
Давайте на минуту остановимся и попытаемся осмыслить прочитанное о хазарах. Вообще, тема хазар стала в последнее время очень популярной как в еврейской, так и в русской, вернее в русскоязычной среде. Связано это, видимо, с тем, что еврейская тема всегда была крайне популярна на бытовом уровне (как в положительном, так и в отрицательном смыслах). Тем не менее, в советский период эта тема была практически закрыта для средств массовой информации. Но вот с "разгулом демократии" джин вылез из бутылки. В российской прессе даже промелькнуло мнение, что чуть ли не все восточноевропейские евреи "вышли из хазар". Израильское телевидение не так давно показало интересный фильм об археологических исследованиях на территории бывшего хазарского государства. Фильм лишь показал, что тема на данном этапе крайне мало изучена и вопросов гораздо больше, чем ответов. Так вот, само слово (хазар) на иврите означает "вернулся", а также оно употребляется в смысле "вернуться к религии", т.е. принять веру. Слово же "каган" - отсюда и весьма распространенные еврейские фамилии Каган, Каганович, Коган - опять же от ивритского слова (коэн) - священник, жрец, проповедник. Соответственно, "каганат" означает государство, возглавляемое еврейским священником, подобно халифату - у мусульман. Таким образом, понятие "Хазарский каганат" однозначно переводится с иврита как клерикальное еврейское государство во главе с первосвященником. Теперь попробуем сформулировать собственную историческую гипотезу о хазарах, не противоречащую всем приведенным выше фактам. Итак, после гуннских походов и в процессе Великого переселения народов на территорию, между Черным, Азовским морями, Кавказом и Днепром, заселенную частично евреями, мусульманами и христианами, пришли языческие тюркоязычные веротерпимые племена. Под влиянием евреев они стали постепенно принимать иудаизм, при этом называли себя хазарами, а землю эту стали называть Хазарией. На эту землю стали стекаться евреи из других стран, в частности - из Византии. Около 740 года правитель страны - Булан официально принял иудаизм и был провозглашен первосвященником (каганом), а государство - каганатом.
Я уже говорил выше о том, что в исторических источниках традиционно умалчивалось все, что так или иначе связано с еврейской темой. Это же наблюдение в полной мере относится и к теме хазар.

А что думают классики русской исторической науки?

Для проверки нашей версии, а также чтобы лучше представить себе тогдашнюю историческую обстановку, давайте обратимся к самым авторитетным специалистам по истории России - Н.М.Карамзину и С.М.Соловьеву. Надо сказать, что оба они в описаниях тех событий основываются на самых древних русских летописях - от 11 до первой половины 13 века. Вот что мы читаем у С.М. Соловьева: "...После потопа три сына Ноевы, Сим, Хам и Афет, разделили землю: восток достался Симу, южная страна Хаму, север и запад Афету; от племени Афетова пошел народ славянский... От тех славян разошлись по земле многие народы и назвались каждый своим именем, где кто сел на каком месте; так, например, одни поселились на реке именем Морава и назвались моравами, и другие назвались Чехами... Другие славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, иные древлянами, потому что стали жить в лесах; а некоторые стали между Припетью и Двиною и назвались Дреговичами... Те, которые поселились около озера Илменя, прозвались своим именем, славянами; они построили себе город, назвали его Новгородом. Так разошелся славянский народ.
Все эти племена жили особо друг от друга, каждое на своем месте с своими нравами, обычаями и преданиями. У полян были обычаи кроткие и тихие, а другие племена жили как звери. Между полянами были три брата: одному имя Кий, другому Щек, третьему Хорив, сестру их звали Лыбедью. Они построили город и назвали его по имени старшего брата Киевом. По смерти этих братьев древляне и другие окольные народы стали притеснять полян; тогда пришли к ним хазары и сказали: "Платите нам дань". Поляне подумали и дали им по мечу от каждого дома. Хазары принесли мечи к князю своему и старшинам и сказали: "Вот мы нашли новую дань". Старшины спросили: "Откуда вы это взяли?" "Да вот там, в лесу, на горе, над рекою Днепровскою",- отвечали они. Тогда старцы хазарские сказали: "Ох, не хороша эта дань, князь! мы воюем саблями, острыми с одной только стороны, а у этого народа мечи с обеих сторон острые: будут они брать дань и на нас, и на других странах. - Так и сбылось, как предсказали старцы: русские и до сих пор владеют хазарами. (К этой фразе мы вернемся в дальнейшем - В.С.).
В то время как поляне, северяне и другие племена платили дань хазарам, по белке с каждого дома, варяги из-за моря брали дань на славянах новгородских, на кривичах, также на чуди и мери. Скоро, однако, эти народы прогнали варягов за море, перестали давать им дань и начали владеть сами собою. Но прогнав варягов, они ни как не могли уладиться друг с другом и начались междоусобные войны. Тогда они стали говорить между собою: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил все дела справедливо"; - отправили послов к варягам к руси; русью назывались варяги точно так же, как другие зовутся шведами, иные норвежцами, англичанами, готами. Чудь, новгородцы и кривичи сказали руси: "Земля наша велика и обильна, да порядку в ней нет, пойдите княжить и владеть нами". Собрались три брата с родственниками своими, взяли с собою всю русь и пришли: Рюрик в Новгород, Синеус на Белоозеро, Трувор в Изборск; от них то и прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и Трувор; Рюрик один принял всю власть и роздал города приближенным себе людям. Двое из них, Аскольд и Дир, которые не были ни родня Рюрику, ни бояре его, отпросились идти ко Царю-городу (Константинополю - В.С.). Идучи вниз по Днепру, они увидали на горе городок и спросили: "Чей городок ?" Жители отвечали им: "Были три брата: Кий, Щек и Хорив; они-то и построили этот город, да после изгибли, а мы вот платим дань хазарам". Аскольд и Дир остались в Киеве, собрали много врагов и начали владеть полянами; а Рюрик княжил в Новгороде.
В 866 году пошли Аскольд и Дир на греков при царе Михаиле..." (Нужно сделать определенное волевое усилие, чтобы закрыть кавычки и прекратить цитировать древнего летописца Нестора - так увлекательно это повествование. Но мы не ставим себе целью переписывать исторические памятники, надеюсь лишь, что у части читателей возникнет интерес к ним).
Итак, описываемые события относятся к 9 веку. А, как мы помним, иудаизм стал официальной религией в Хазарии еще в 740 году. Разгромлен же Хазарский каганат был в 965 году.
Н.М. Карамзин с определенным скепсисом относится к подлинности событий, описанных летописцем Нестором, который, будучи отдален "...многими веками от случаев здесь описанных, мог ли он ручаться за истину предания, всегда обманчивого, всегда неверного в подробностях?" Он проводит аналогию с греческими и северными повествованиями, которые "...желая питать народное любопытство, во времена невежества и легковерия, из географических названий составляли целые истории и биографии". Исторический метод Карамзина (который, кстати, мы пытаемся здесь заимствовать - В.С.) основан на изучении разных источников, обобщении фактов и, в значительной степени, логическом домысливании, включая исторические выводы, являющиеся для поколений русских историков абсолютными и непререкаемыми. Между тем, исторические взгляды Карамзина субъективны и не свободны от православных христианских догматов. И, тем более, это относится к еврейской теме, ибо во всей "Истории государства российского" практически не упоминается об истории многомиллионного еврейского народа, испокон веков населявшего российские просторы и оказавшего поистине грандиозное влияние как на российскую культуру, так и на ее историческую судьбу.
Но в вопросах, касающихся развития русского языка, Карамзин вынужден признать: "Не имея никаких памятников сего первобытного языка славянского, можем судить о нем только по новейшим, из которых самыми древними считаются наша Библия и другие церковные книги, переведенные в 1Х веке св. Кириллом, Мефодием и помощниками их... Некоторые утверждали, что он весьма близок к древним языкам азиатским (? - В.С.), но вернейшее исследование доказало, что сие мнимое сходство ограничивается весьма немногими словами - еврейскими или халдейскими, сирскими, арабскими, которые находятся и в других языках европейских, свидетельствуя единственно их общее азиатское происхождение; и что славянский имеет с греческим, латинским, немецким гораздо более связи, нежели с еврейским и другими восточными."
Для сколь-либо серьезных исследователей исторических источников, способных "читать между строк" будет трудно не согласиться с выводом, вытекающим из прочитанного у Карамзина, о том, как складывалась русская нация. Нет сомнения в том, что рассказ о том, как послали за варягами для наведения порядка на Руси, - всего лишь придуманная легенда, оправдывающая завоевателей - норманнских витязей. И само слово "русь" - самоназвание рода викингов, из которого пришло на территорию нынешней России войско во главе с Рюриком. А слово "варяги"- суть враги, с которыми дикие и разобщенные славянские племена воевали на протяжении веков и платили им дань. Однако, завоеватели, будучи значительно более цивилизованными, чем славяне, безусловно, оказали положительное воздействие на развитие нации.


Хазарская энциклопедия Даубмануса

Говоря о хазарах, невозможно не упомянуть об еще одном уникальном источнике - "Хазарском словаре". Так называется книга, опубликованная в 1691 году в Пруссии Иоаном Даубманусом. Издание представляло из себя собрание источников по хазарскому вопросу и состояло из 3-х частей, называвшихся соответственно: "Красная книга" (христианские источники), "Зеленая книга" (мусульманские источники) и "Желтая книга" (иудейские источники). Католическая инквизиция посчитала материалы книги крамолой и уже в 1692 году 498 (из 500) экземпляров ее были уничтожены. Уцелели только 2 экземпляра книги, один из которых - с золотым замком - был напечатан отравленными красками, и дополнительный к нему, с серебряным замком, который всегда сопровождал первый. На протяжении веков с этими экземплярами были связаны многие таинственные истории, ставшие постепенно легендами. Приключения фолиантов продолжались до тех пор, пока они также не оказались уничтоженными, причем в разных частях света.
Однако, случилось чудо и в 1984 году югославский профессор Милорад Павич опубликовал в Белграде книгу под тем же названием: "Хазарский словарь" - "Восстановленное и дополненное современными сведениями издание Даубмануса 1691 года (уничтоженное в 1692 году)". Книга, которую сам М. Павич определил как "словарь-роман в 100000 слов" переведена более чем на 20 языков, в том числе в 1996 году опубликована в Новосибирском издательстве АО "Интербук" в переводе С.М. Харламова с английского на русский язык.
 
  
 

Это удивительнейшее произведение, не имеющее аналогов в мировой литературе, в энциклопедической, постатейной форме повествует об уникальном историческом событии - Хазарской полемике - дискуссии между представителями 3-х религий при дворе правителя хазарского государства. Факты, приведенные в каждой из трех частей частично совпадают, а частично противоречат одни другим.
Христианские источники полагают, что полемика имела место в 861 году и происходила при участии Константина и Мефодия, которые убедили хазарского кагана принять христианство.
Мусульманские источники не устанавливают точное время событий, но утверждают, что хазары обратились к исламу раньше, чем к другим религиям, и произошло это в 737 году.
По иудейской версии события произошли сразу после победы хазар над арабами при Арабиле, на юге Кавказа в 730 году, когда они построили храм по канонам библии. Именно тогда при дворе хазарского кагана состоялись религиозные дебаты. А поскольку иудейский посланник победил мусульманского и христианского представителей, то хазары приняли иудаизм. "Примерно в 740 году каган Булан пригласил раввинов из других стран для распространения иудейской веры среди хазарского населения. По-видимому, на первом этапе иудаизма к хазарам в шестидесятых или восьмидесятых годах примкнуло население Хорезма, бежавшее под предводительством раввина после подавления хурсатского восстания под покровительство хазарского двора. За преобразование этой начальной формы иудаизма примерно в 800 году взялся каган Обадия, начавший строительство синагог и школ, в которых изучали Тору, Мишнах, Талмуд и ритуалы церковной службы. Иными словами, был введен раввинский иудаизм."

Комментарии к хазарскому словарю

В приведенной здесь цитате из книги профессора М. Павича читатель, хорошо знакомый с ивритом и иудаикой, заметит неточности. Его транскрипция слова 'мишнах' не соответствует принятой в иврите. Должно быть "мишна". C другой стороны, как известно, Мишна (устная Тора) не является самостоятельной частью в иудаизме. Напротив, такие важные составляющие ТАНАХА как "Невиим" (Пророки) и "Ктувим" (Писания) автор не упомянул. Известное еврейское имя 'Овадия' автор трансформировал в Обадия. Вероянно, познания автора в ивритской лексике недостаточно глубоки. Мы не хотим, да и не в праве, упрекать профессора М. Павича в дилетантизме, наоборот мы благодарны ему бесконечно и благоговейно восхищаемся его подвижничеству. Тем более, что автор сам в Предварительных замечаниях к Словарю оговаривает, что по вполне понятным причинам было невозможно одновременно и расставить материал в алфавитном порядке и сохранить его в той же последовательности, что и в словаре Даубмануса, в котором использовались три алфавита и три языка - греческий, древнееврейский и арабский. Тем не менее, имя хазарской княжны, написание которого Даубманус приводит на иврите: в транскрипции М. Павича - 'Атех'. Рискну предположить, что имя княжны звучало как 'Эта' либо 'Этя' - производное от еврейского имени персидского происхождения Эстер. В культуре языка идиш это имя часто звучало именно так, либо 'Этка'. В современном Израиле все чаще употребляется американизированная транскрипция этого имени - Эти.
М. Павич полагает, что последним человеком, обладавшим отравленным экземпляром Хазарского словаря Даубмануса был доктор Исайло Сук (1930 - 1982) - археолог, арабист, профессор университета в Нови-Саде. Он известен тем, что высказал гипотезу о хазарском происхождении захоронений в Челарево (7 - 11 века) неподалеку от Дуная, в Югославии. Там были найдены меноры (иудейские обрядовые подсвечники), некоторые другие символы иудеев и нерасшифрованные старинные надписи на иврите. В районе Керчи в Крыму были найдены глиняные черепки с изображениями менор точно такого же вида, как и у обнаруженных в Челарево.
Только отсутствием у автора каких-либо познаний в иврите можно объяснить тот факт, что в книге не приводится столь очевидная еврейская интерпретация слова "хазары". Зато в Зеленой (мусульманской) книге обсуждаются весьма сомнительные версии, что слово образовано от тюркского "газмак" (бродить, передвигаться) или "гуз" (северный, затененный склон горы). Та же Зеленая книга утверждает, что слово "каган" происходит от татарского слова "хан", что означает "князь". При этом, трактовка Желтой книги практически совпадает с нашей гипотезой: "Каган - звание хазарского правителя, происходит от иудейского слова "коэн", что означает "проповедник". Первым каганом, после того как Хазарская империя приняла иудаизм, был Сабриэль, а жену его звали Серах." Внимательный читатель, вероятно, будет в недоумении после приведенной цитаты. Ведь выше мы говорили, что того кагана звали Овадия... Однако, в главе "Хазарская полемика" мы читаем: "Окончательно же иудаизм утвердился среди хазар и соседних народов после полемики, при кагане Сабриэле, который также был и каганом Обадия, поскольку (согласно Даубманусу - В.С.) Сабриэлем его называли в четные годы правления, а Обадия - в нечетные". Весьма вероятно, что второе имя каган Овадия получил от признательных сограждан за свои качества. Ведь слово "Сабриэль" в переводе с иврита означает "божественно-мудрый". Как мы уже видели, автор книги ошибается в озвучивании ивритских букв. Поэтому, вероятно, имя жены кагана Овадия должно звучать не "Серах", а "Сара".

Испанские средневековые исследования о хазарах

Основным иудейским летописцем хазарской эпохи был один из крупнейших иудейских поэтов Испании Иеуда а-Леви (1075 - 1141) Это имя чрезвычайно популярно в современном Израиле. Его поэтические произведения изучаются школьниками. Нет в Израиле сколь-нибудь крупного города без улицы, носящей его имя. Однако, не все знают, что в 1141 году а-Леви написал книгу о хазарах ("Kitab al Khzari"), ставшую его последней книгой. Он написал ее на арабском языке, и только в 1506 году она была напечатана в переводе на иврит. В ХУП веке Джон Баксторф перевел книгу о хазарах на латынь. Книга а-Леви, естественно, была включена в качестве одного из основный источников в "Хазарский словарь" Даубмануса.
Итак, события, происходившие в далекой восточной Хазарии были известны и активно изучались в центре европейской цивилизации. В Оксфорде хранится написанный на иврите текст, представляющий собой переписку хазарского короля Иосифа с Хасдаем Ибн Шапрутом из мавританской Испании, который в середине Х века написал хазарскому королю с просьбой ответить на следующие вопросы:
1. Существует ли где-нибудь в мире иудейское государство?
2. Каким образом иудеи оказались в Хазарии?
3. Каким образом произошло обращение хазар в иудейскую веру?
4. Где живет хазарский король?
5. К какому племени он принадлежит?
6. Какова его роль в военных сражениях?
7. Останавливает ли он военные действия по субботам?
8. Располагает ли хазарский король хоть какой-нибудь
информацией по поводу конца света?
В ответе содержатся сведения о хазарской полемике, предшествовавшей обращению хазар в иудаизм.
Профессор М. Павич упоминает о существовании еще одного документа, который в целом виде не сохранился и который представляет собой сообщение, призванное проинформировать иудейского представителя, раввина Исаака Сангари, перед его отправлением к хазарам, где он принял участие в знаменитой полемике.
Уцелевшие части этого документа имеют для нас особое значение, ибо его автор какое-то время жил в Хазарии. В разделе "О происхождении названия хазар" автор подтверждает нашу гипотезу, что название "каганат" пришло на место прежнему, когда государство называлось империей. Он с удивлением замечает, что в собственном государстве хазар с большой неохотой называют их собственным именем. В районах, примыкающих к Крыму, где есть греческое население, хазар называют "негреческим населением" или "некрещеными греками". На юге, там, где есть иудеи, хазар называют "неиудейской группой". На востоке, отчасти заселенном арабами, хазар называют "немусульманским народом". Хазар, принявших одну из чужеземных религий (иудаизм, православие или ислам), перестают относить к хазарам и считают соответственно иудеями, греками или арабами. Автор буквально поражен этими фактами и даже приводит случай, когда один грек, вместо того, чтобы сказать о ком-то, что тот является хазарином, выразился примерно так: "В каганате человека, говорящего по хазарски и не принявшего православия, называют будущим иудеем".
Говоря о хазарском языке, автор сообщения констатирует, что он постепенно вытесняется ивритом, греческим или арабским, которые мальчики изучают в школах. Более того, плохое знание коренного языка является преимуществом при приеме на государственную службу. По этой причине даже те, кто свободно говорит по хазарски, намеренно искажают слова и произносят их с акцентом, как иностранцы. Даже в переводчики - к примеру, с хазарского на иврит или с греческого на хазарский - берут тех, кто плохо владеет или притворяется, что плохо владеет хазарским языком.
Не могу удержаться и не процитировать автора, когда он описывает хазарский язык (хотя, цитата эта абсолютно не связана с темой нашего исследования, а впрочем...?): "Язык этот очень музыкален, и стихи, которые я слышал на нем, звучали восхитительно, но я их не запомнил. Говорят, что их сочинила одна хазарская княжна. В этом языке семь родов. Кроме женского, мужского и среднего родов есть род евнухов, род бесполых женщин (тех, чью жизнь отравил и ограбил исламский шайтан), род изменивших свой пол, который один как для мужчин, ставших женщинами, так и наоборот, и род прокаженных, которые обязаны разговаривать особым способом, чтобы об их болезни становилось известно сразу после их вступления в разговор".
Заканчивает свое сообщение автор следующими словами: "Выражая надежду, что слова мои окажутся полезными раввину Исааку, я больше ничего не могу добавить к сказанному, я, кого называют Ябелем по пятницам, Тубалкаином по воскресеньям и Юбалем только по субботам. Я заставил себя совершить этот труд и теперь должен отдохнуть, потому что вспоминать - все равно что непрерывно подвергаться обрезанию".
Воистину, ничто не вечно под луной! Оказывается, изменение пола человека, отнюдь, не является прерогативой ХХ века! Но каким же был уровень развития медицины в этом странном и непонятном даже для современников средневековом государстве, канувшем в небытие?!

Комментарий по этническому вопросу

Как явствует из цитируемых отрывков, Хазарский каганат был не только государством, принявшим религию древних евреев, но также (что, по-видимому, важнее для истории еврейского народа) и государство, влившее в еврейский народ массу людей, не являвшихся этническими евреями. То, что так удивляло гостей этого государства, и в частности, автора сообщения для Исаака Сангари, во многом становится понятным и объяснимым, когда мы вспомним, что означает на иврите слово "хазары". Так, в современном Израиле лицо, не являющееся евреем, но желающее им стать, проходит специальный длительный курс подготовки и обучения в рамках раввината (так называемый "гиюр"), по успешном завершении которого получает "почетное звание": "еврей". И если это лицо - женщина, то ее дети, родившиеся после прохождения матерью гиюра, автоматически регистрируются как евреи. Поэтому, в этом смысле, само понятие "хазар" применительно к конкретному человеку или к его роду - понятие временное. Ибо человек может находиться в этом состоянии лишь до той поры, пока его не признали евреем. Можно не сомневаться, что за несколько веков существования Хазарского царства евреями становились представители самых различных этнических групп, не исключено что и славяне, а впоследствии - и русские.
Здесь уместно напомнить, что русские этнически являются потомками восточно-славянских племен (древляне, поляне, дреговичи и т.д.), угро -финских племен (весь, чудь, мерь и т.д.), тюркоязычных племен (половцы, печенеги, сарматы и т.д.), а также скандинавов - норманн (викинги, варяги). Хазары же на протяжении веков, беря дань с восточно - славянских городов, и находясь на значительно более высокой ступени развития, защищали их от набегов диких варваров.

Гипотеза подтверждается

Таким образом, в течение многих поколений происходило общение между предками русского народа и хазарами. А, как мы теперь достоверно знаем из источников, среди хазар наиболее популярным и уважаемым средством языкового общения был иврит. Поэтому, если бы даже не бросалась в глаза схожесть многих корней в современных русском языке и иврите, пытливый исследователь специально должен был бы заняться поисками языковых аналогий для доказательства исторических гипотез. К счастью для нас, Шломо Громан, проведя кропотливую работу, выпустил в 1995 году книгу "Слова ивритского происхождения в русском языке и как они помогают изучать иврит", представляющую собой словарь, содержащий около 500 слов и терминов, практически, без каких-либо общих комментариев и обобщений. Таким образом, версию о родстве многих корней в исследуемых нами языках можно считать доказанной. Однако, данный словарь далеко не исчерпывает тему, которая заслуживает своего продолжения.

Киев - еврейско-хазарский город

Еще раз хочу оговориться, что автор, не будучи профессиональным историком-лингвистом, ни в коей степени не претендует на "высоконаучный" уровень своих исследований. Возможно, для профессионала мои идеи и вовсе покажутся не заслуживающими какого-либо серьезного внимания - и поделом. Я, в полной мере осознавая собственный дилетантизм, тем не менее, полагаю, что многим читателям, возможно, будет интересен мой опыт постепенного погружения в изучаемый материал и знакомство с поистине сенсационными находками и открытиями, сделанными учеными в последнее время.
Одно из подобных откровений - книга "Хазарско - еврейские документы Х века" Нормана Голба и Омельяна Прицака, изданная на русском языке издательством Гешарим (Москва - Иерусалим) в 1997 году.
 
  
 

Книга сугубо научная, а ее авторы - признанные авторитеты в данной области. Достаточно сказать, что научный редактор упомянутого издания, автор послесловия и комментариев - В.Я. Петрухин полагает, что "находка еврейско-хазарского письма среди документов каирской генизы (от ивритского " хранилище "- В.С.) в 1962 г., сделанная американским гебраистом, профессором Чикагского университета Норманом Голбом, может считаться сенсационной для истории древней Руси". Второй автор книги - Омельян Прицак - профессор Гарвардского университета и нынешний директор Института востоковедения Украинской Академии наук.
О каком же открытии идет речь? Оказывается, в великой столице средневекового Египта - городе Фусат-Миср, развалины которого лежат теперь южнее Каира, никогда не прерывалось существование еврейской общины. Там, в чердачном помещении синагоги, на протяжении многих веков хранились в огромном количестве рукописи на пергаменте и бумаге. Нескольким ученым и путешественникам, и среди них Соломону Шехтеру, удалось в середине и в конце 19 века доставить эти сокровища в различные библиотеки Англии и Европы. Летом 1962 года Норман Голб, работая в библиотеке Кембриджа, наткнулся на древний документ из тонкого пергамента, размерами 22.5 х 14.4 сантиметра. Документ содержал текст на иврите, написанный чернилами пером с широким наконечником. Исследуя оригинал, Голб опознал в восьмой строке текста слово, обозначающее средневековое еврейское наименование " Киев". Дальнейшие исследования, выполненные вместе с другими учеными, в том числе с профессором Гарвардского университета - Омельяном Прицаком, показали, что документ имеет хазарско-еврейское происхождение. Более того, выяснилось, что документ представляет собой письмо, написанное лицами, обладавшими элементами еврейской образованности раввинистического толка и проживавшими в Киеве примерно в 10 веке.
И тут мы сталкиваемся с абсолютно новыми фактами и выводами, противоречащими всему, что мы знали с детства, со школьной скамьи, как прописные истины. Оказывается, среди ученых историков во всем мире широко распространен взгляд, что Киев был основан в восьмом веке хазарами! Далее цитирую: "...но до последнего времени не было сведений о проживании там (в Киеве - В.С.) евреев в средние века. Исследователи обращали внимание на несколько исторических свидетельств. Все они достаточно ясно говорили о том, что в Киеве имелась в 11 и 12 вв. еврейская община, корни которой уходили в более ранние времена. Таким образом, находка документа 10 века на еврейском языке, написанного киевскими евреями, полностью соответствует ранее известным сведениям о наличии еврейской общины в средневековом Киеве. Предлагаемый текст является, очевидно, наиболее ранним документом, содержащим упоминание названия Киев. Он также содержит самое раннее указание на еврейскую общину этого города." Книга Н. Голба и О. Прицака была издана на английском языке в 1982 году, хотя сообщения об обнаруженном манускрипте делались авторами гораздо ранее: на собрании Американского Восточного общества (март 1967 г) и Украинской Академии наук в США (июнь 1967 г.). Отдельные доклады на эту тему были прочитаны авторами за рубежом. И уже в 1967 - 68 годах в прессе появились статьи об этих сообщениях и о сделанном открытии. Тем не менее, как отмечает В.Я. Петрухин, этот документ "...до сих пор так и не был издан ни в СССР, ни в России или на Украине." Далее он пишет: "Дело в том, что Киевское письмо как бы по инерции постигла судьба всех прочих еврейско-хазарских документов, и эта судьба была определена им официозной советской историографией: изданные еще в 1932 году П.К. Коковцовым, эти документы не только не были переизданы с учетом новых научных данных, но и не включались в учебные хрестоматии и т.п. Такова была форма борьбы с "космополитизмом", трансформировавшейся затем в борьбу с "сионизмом" - влияние на историю Руси внешних факторов, в том числе Хазарии, считалось заведомо вредоносным, читатель ограждался от источников, которые могли бы привести его к выводам, несовместимым с официозной концепцией."
Итак, мы видим, что многие из казавшихся нам азбучными исторических истин истории древней Руси, абсолютно не подтверждаются современными историками. А наши интуитивные предположения о неполной объективности наиболее авторитетных российских исторических источников по вопросам, связанных с еврейской темой, получают вполне научные подтверждения и доказательства. Оказывается, еще в 1983 году профессор О. Прицак в своем докладе на Восьмом Международном Симпозиуме Центра исследований вернакулярной литературы средневековья Университета Оденсе (Дания) доказал, что хронология и рассказы киевской "Повести временных лет" до середины десятого века были созданы "интеллигентным редактором летописи, игуменом Сильвестром примерно около 1116 - 1123 гг." Здесь уместно вспомнить о фразе из летописи, приведенной С.М. Соловьевым и к которой я обещал вернуться, о том, что русские и до сих пор владеют хазарами.
В послесловии к книге В.Я. Петрухин пытается полемизировать с авторами по ряду исторических фактов, касающихся размеров еврейско-хазарского присутствия в Киеве. Однако и он признает, когда речь идет о возможности переводов текстов Священного писания и "апокрифических" сочинений в древней Руси прямо с еврейского, что "присутствие в Киеве с Х в. еврейской общины, имеющей тесные связи с окружающим славянским миром, может косвенным образом подтверждать возможность создания ранних переводов с еврейского".

Поражение иудаизма в Киевской Руси

Влияние евреев а также иудейской религии в русской столице было столь велико, что киевских князей именовали до средних веков хазарским титулом "каган", а в Начальной русской летописи, "Повести временных лет", отмечается, что собственно иудаизм был отвергнут князем Владимиром лишь на том основании, что у евреев нет своего государства. Вместе с тем, сам Владимир сравнивается в летописи с Соломоном - создателем государства и храма. Более того, построенный Владимиром храм получил название десятинной церкви, ибо князь дал этому храму десятину от своего имения и городов в соответствии с "ветхозаветными" установлениями. (Тут В.Я. Петрухин отмечает, ссылаясь на работу Б.Н. Флоря "Отношения государства и церкви у восточных и западных славян", что данная традиция была неизвестна в Византии). Далее он замечает: "В этом отношении летописный князь Владимир действительно уподобился Булану еврейско-хазарской переписки, который воздвиг скинию и вел себя так, как "ветхозаветные" праотцы и пророк Моисей.
Очевидно, летописцу пришлось обратиться к еврейскому источнику и при поисках места славян и руси среди народов мира в космографическом введении к Начальной летописи: византийские хроники не включали этих "северных варваров" в таблицу народов - потомков сыновей Ноя (помните отрывок из летописи, который мы цитировали по С.М. Соловьеву?), но еврейский хронограф "Книга Иосиппон" упоминал и славян и русь в контексте, близком к контексту летописи".

Борьба российских ученых за правду о хазарах

Затрагивая тему хазар, нельзя не упомянуть такие фундаментальные работы как 'История хазар' М.И. Артамонова
 
  
 
и 'Открытие Хазарии' Л.Н. Гумилева.
 
  
 

Михаил Илларионович Артамонов (1898 - 1972) - один из основоположников российской археологии 20 века. Чтобы представить себе уровень этого ученого достаточно сказать, что он в течении 13 лет - с 1951 по 1964 г.г. был директором ленинградского Эрмитажа. На эту высокую должность его назначил сам Сталин. Назначение это совпало с выходом статьи в газете 'Правда' за подписью никому не известного товарища Иванова о завышении роли иудейского государства - Хазарского каганата. Как пишет в предисловии к изданию 2001 года С.А. Плетнева: '...этого краткого 'ату его', напечатанного в руководящей газете в разгар борьбы с 'врачами-отравителями', было достаточно для начала травли (М.И. Артамонова - В.С.). Выступили многие, доказывая предвзятость и несостоятельность высказываемых ученым положений о существовании Хазарского Каганата и его культуры. Это мощное степное государство надолго 'выпало' из истории нашей страны. Странно, но до сих пор во многих изданиях, на географических картах каганат по-прежнему изображается 'паразитарным кочевым ханством', расположенным на территории современной Калмыкии.
М.И. Артамонов мужественно перенес эту тяжелую и неожиданную напасть. Он вынужден был переработать целые разделы, чтобы обезопасить ее от цензурных капризов и запретов публикации'. Лишь в 1962 году именно в эрмитажном издательстве вышла, наконец, фундаментальная книга 'История хазар'. Вот что пишет сам автор об этом событии: '... не менее 25 лет этот труд лежал на моем рабочем столе. Время от времени я возвращался к нему, исправлял, дополнял, перестраивал'. И далее: 'Очень сожалею, что в изложении мне приходится иногда уклоняться от полемики по некоторым вопросам. Я не имел возможности представить свои объяснения и возражения по этим вопросам в каком-либо ином месте и вынужден поэтому включить их в текст настоящего труда'. Публикация монографии, а также увлечение М.И. Артамоновым импрессионистами, современной живописью, чтением 'самиздата', привело директора Эрмитажа к очевидному и полному разрыву с министром культуры Фурцевой, которая добилась его снятия с должности в 1964 году. Как отмечает С.А. Плетнева: 'Стоять на переднем крае археологии было трудно и опасно. Для многих ученых это кончилось трагически. М.И. Артамонов избежал самого страшного конца, хотя неоднократно очень близко подходил к рубежам, от которых редко возвращались коснувшиеся их'.
При подготовке книги М.И. Артамонов просил быть ее редактором Л.Н. Гумилева, только что (в 1956 году) вернувшегося из ссылки и почти сразу же защитившего докторскую диссертацию. Имя Льва Николаевича Гумилева (1912 - 1992) прежде всего ассоциируется с его великими родителями. Его отец - Николай Степанович Гумилев (1886 - 1921) - один из крупнейших русских поэтов начала 20 века, был расстрелян без суда как участник контрреволюционного заговора против советской власти. Мать Л.Н. Гумилева - Анна Андреевна Ахматова (1889 - 1965) - великая русская поэтесса.

Ивритские корни в современном русском языке

Но вернемся к нашей языковой теме и подытожим, что одним из прямых факторов (источников), оказавших существенное влияние на формирование русского языка был древний иврит.
Ниже приведены примеры, когда еврейские слова (корни) впитывались русским языком непосредственно либо опосредованно из иврита.

Атака. От (hаткафа).
База. От (басис).
Белый. От (лаван). Здесь имеет место чередование звуков Б и Л.
Беременная. От (меуберет). Чередование звуков Б, М и Р.
Бить. От (баат), инфинитив - (лив"от) - пинать, ударять ногой.
Богатырь. От (богер) - мужчина, совершеннолетний.
Боль. От (хебель) - боль, мука. Либо от (лисболь) - терпеть, страдать.
Ведьма, ведать. От (еда) - знание, познание.
Вой, завывание, выть. От (евав, евава) - рыдание, завывание, вой; инфинитив - (леябев) - выть, рыдать. Чередование звуков В и Б.
Выбор. От (брира).
Гадать. От (гад) - счастье, удача.
Геенна (огненная). От (геhином) - ад.
Гений, гениальность. От (гаон) - гений, гениальность, величие, талант.
Герой. От (гибор) - герой, богатырь.
Гипс. От (гевес, гефес) - гипс. Чередование звуков Б, П и Ф.
Голый. От (галуй) - обнаженный, открытый; инфинитив - (легалот) - открывать, обнажать.
Гора. От (hар) - гора.
Горло, гортань. От (гарон) - горло, гортань.
Город, городить. От (гадер) - забор, ограда; инфинитив - (лигдор) - городить, огораживать. Чередование звуков Д и Р.
Грызение, грызть. От (кирсум) - грызение; инфинитив - (лекарсем) - грызть, обгрызать, либо от (леhагрис) - размалывать. Чередование звуков К и Г; З и С.
Грядка. От (аруга). Чередование звуков Г и Р.
Добро (в смысле - скарб, вещи). От (давар) - вещь.
Догма. От (дугма) - пример, образец.
Дорога. От (дерех) - дорога, путь. Чередование звуков Х и Г.
Дрема, дремать. От (радемет) - спячка, сонливость, (редем) - сон; инфинитив - (леhирадем) - уснуть, засыпать. Чередование звуков Д и Р.
Еда, съедать. (сеуда) - трапеза, еда; (соэд) - ест, кушает; инфинитив - (лис"од) - подкрепляться, кушать. От того же корня - (мис"ада) - ресторан, харчевня.
Есть (настоящее время от глагола 'быть'). От (еш) - есть. Чередование звуков Ш и Сть. См. также Шесть.
Жара. От (шарав) - зной, суховей. Чередование звуков Ш и Ж.
Игра, розыгрыш, жребий. От (hаграла) - жеребьевка, розыгрыш.
Кабала. Согласно Советскому энциклопедическому словарю (СЭС), кабала - форма личной зависимости, связанной с займом. В переносном значении - гнет, тяжелая зависимость. От (кабала) - принятие, получение, расписка, квитанция. Смысл слова в русском языке, безусловно, связан с теми временами, когда русские города платили дань хазарам. Характерно, что СЭС приводит лишь арабский источник слова и даже не упоминает об ивритском!
Кагал. От (каhал) - шумная толпа.
Кадка, кадушка. От (кад) - кувшин.
Калач. От (хала) - булка, хала, калач; кусок теста, сжигаемый по религиозному закону.
Калить, каленый. От (калуй) - каленый; инфинитив - (ликлот) - калить, жарить.
Капкан. От (каф кан) - рука здесь. СЭС указывает лишь тюрский источник данного слова.
Каска. От (касда) - каска, шлем. Чередование звуков Д и К.
Келья. От (келе) - тюрьма.
Киснуть, скисать. От (косес) - киснет, инфинитив - (ликсос) - скисать, прокиснуть.
Кобель. От (кэлев) - собака, пес. Чередование звуков Б (В) и Л.
Колбаса. От (коль басар) - всякое мясо.
Конец. От (кэц) - конец.
Кора (земная), корка. (карка) - почва, земля.
Косить. От (косеах), инфинитив - (лихсоах) - срезать, подрезать.
Кошель, кошелек. От (шекель) - монета, денежная единица. Чередование звуков Ш и К.
Кровь. От (кирва) - близость, (каров) - родственник.
Лакать, лизать. От (лелакек) - лизать, лакать.
Маска. От (масеха) -маска, личина. Чередование звуков К и Х.
Махал, махать. От (маха) - хлопал, рукоплескал; инфинитив - (лимхо) - хлопать, ударять.
Намек, намекать. От ; (нимук) - довод, аргумент, инфинитив - (ленамек) - мотивировать, приводить доводы.
Нахал. От (нохел) - плут, мошенник.
Негодовать. От (негед) - против. См. Негодяй
Негодяй. От (негед) - против, (нигуди) - антагонистический.
Неряшливый, неряшливость. От (рашлан) - небрежный, безалаберный; (рашлянут) - небрежность, халатность.
Несет, носить. От (носе) - несет, поднимает; инфинитив - (лясет) - носить, поднимать.
Нива. От (нэвэ) - пастбище, оазис.
Огонь. От (геhином) - ад. См. Геенна.
Огород. От (аруга). См. Грядка. Либо от (гадер) - забор, ограда. См. Город, ограда.
Ограда. От (гадер) - ограда, забор. См. Город, городить.
Порхает, порхать. От (пореах) - летает, порхает; инфинитив - (лифроах) - летать, порхать.
Посуда. От (сеуда) - трапеза, еда. См Еда.
Посылать, слать. От (лишлоах) - посылать. Чередование звуков Ш и С.
Прощание, прощаться. От (приша) - оставление, уход; инфинитив - (лифрош) - уходить, оставлять.
Разбор. От (берур) - выяснение, разбирательство, разбор.
Ресница. От (рис) - ресница.
Решетка, решето. От (решет) - решетка, сеть.
Рухлядь. От (рехуля) - товар.
Рушил, рушить. От (ришеш) - рушил, разрушал; инфинитив - (лерашеш/ лерошеш) - рушить, разрушать.
Сад. От (садэ) - поле.
Сандалия, сандаль. От (сандаль) - сандаль, сандалия.
Сатана. От (сатан) - дьявол, сатана.
Сват. От (шэвет) - племя, колено, род. Чередование звуков Ш и С.
Сведение, сведущий. От (едия) - сведение, (еда) - знание. См. также Ведьма, ведать.
Символ. От (сэмель) - символ, знак.
Смежный. От (самух).
Смех. От (самеах) - веселый, радостный.
Спор, спорить. От (сфира) -счет, учет; инфинитив - (лиспор) - считать, сосчитывать.
Стремнина, стремить, устремлять. От ; (зерем) - течение, струя, поток; инфинитив - (леhазрим) -устремлять, нагнетать, вливать. Чередование звуков СТ и З.
Суббота. От (шабат) - суббота. Чередование звуков Ш и С.
Сумма. От (схум) - сумма, итог.
Сыпет, сыпать. От (шопех) - высыпает, сыпет; инфинитив - (лишпох) - сыпать, высыпать. Чередование звуков Ш и С.
Тахта. От (тахат) - под, ниже, зад (просторечие).
Творение, творить. От (бриа) - творение, сотворение; инфинитив - (ливро) - создавать, творить. Чередование звуков В и Б.
Теория. От (тора) - тора, учение, закон, теория.
Товар. От (тов давар) - хорошая вещь, добро.
Товарищ. От (тов давар иш) - хороший человек.
Труд. От (таруд) - загруженный работой; инфинитив - (леhатрид) - утруждать.
Хала. От (хала). См. Калач.
Халва. От (халва). В СЭС упомянут лишь арабский источник.
Холера. От (холе - ра) - дословно - плохие больные (словосочетание). СЭС ошибочно указывает греческий источник.
Хуление, осквернение. От (гоэль) - хуление, осквернение. Чередование звуков Г и Х.
Цаца, цацка, цацкаться. От (цаацуа) - игрушка; инфинитив - (леhицтаацеа) - щеголять, нянчиться, возиться.
Цифра. От (сифра) - цифра.
Шабаш. От (шабат) - суббота, день отдыха. См. Суббота.
Шахер - махер. От (сохер - мохер) - сдаю - продаю. Чередование звуков Ш и С.
Шесть. От (шеш) - шесть. Чередование звуков Ш и Сть.
Шифр. От (сифра) - цифра. Чередование звуков С и Ш. См. Цифра.
Шкала. От (шкиля) - взвешивание.
Школа. От (hаскала) - образование, просвещение. Чередование звуков Ш и С.
Шут. От (шотэ) - дурак, глупец.
Юбилей. От (йовель) - юбилей, пятидесятилетие. Чередование звуков Б и В.
Яйцо, яйца. От (бейца).
Яма. От (яма) - озеро.